?

Log in

lost · toys · magazine


пойманый звук

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

В современном своем понимании, музыка родилась одновременно с человеком. Но совсем еще недавно, такого понятия, как аудио носитель, не существовало вообще, и прослушивание музыки было возможно только в живом исполнении.


                              ПО МАТЕРИАЛАМ  LOST TOYS MAGAZINE


 

Музыка существовала всегда – музыка космоса, музыка леса, музыка океана, в современном своем понимании,  музыка родилась одновременно с человеком. Но совсем еще недавно, такого понятия, как аудио носитель не существовало – а прослушивание музыки было возможно только в живом исполнении. Древние люди выли под аккомпанемент этнических инструментов, позже  – крестьяне и фермеры стали петь свои народные песни, одни – для работы в поле, другие -  для праздника. Образованные помещики, знать, купцы играли на классических инструментах, организуя светские вечера или просто для себя, некоторые имели даже придворного музыканта. Ну и, конечно, музыка играла в специальных местах: консерваториях и оперных театрах, однако для обычного человека подобные заведения были не  более доступны,  чем путешествия во времени – они ходили в церковь. Музыка притягивала к себе, она завораживала, она гипнотизировала, рисовала в сознании людей невероятные картины, рождала мысли и  чувства, являясь для многих прямым доказательством существования бога, вне зависимости от эпохи их существования и положения в обществе.

 

Сегодня в такое верится с трудом,  однако  именно так и было до тех пор, пока в 1877 году, французский учёный Шарль Кро не обосновал основные принципы записи звука на и его последующего воспроизведения: на поверхность барабана (или диска) наносится непрерывная извилистая канавка (дорожка), форма которой (глубина и ширина) модулирована звуковой волной. При движении по дорожке игла проигрывателя начинает вибрировать (поскольку форма дорожки неравномерна), вырабатывая сигнал, который усиливается и далее воспроизводится.

Практическое воплощение открытия не заставило себя долго ждать. В этом же году молодой американский изобретатель Том Эдиссон придумал фонограф – неудобный и сложный прибор по записи и воспроизведению звука в ужасно низком качестве. Однако, несмотря на все недостатки – это был настоящий прорыв, невероятное технологическое чудо, которое позволяло человеку завладеть миром звука. А уже через 10 лет появился «граммофон» – первый винилово-пластиночный  праотец  всех современных hi-fi систем, крестный дядя индустрии поп-музыки и рупор будущих массовых культур.  Параллельным курсом проходит освоение радио-эфира, сначала в военных целях, а начиная с 1909 и в гражданских:  в США появляется первое музыкальное радио и, соответственно, первый диск-жокей. Уже скоро сложатся первые музыкальные чарты – хит-парады самых популярных и востребованных композиций.

так выглядит виниловая дорожка при многократном приближении:



Проходит еще 40 лет, прежде чем люди создадут идеальную виниловую пластинку,  носитель образцового звука. Живая и настоящая, она и сегодня остается таким эталоном, упорно пополняя собой полки консервативных меломанов по всему миру. Однако, уже  в середине 20 века в человеческом мире происходят разительные перемены: технологический прогресс меняет общество  и его привычные взгляды на ценности.  В мир приходят такие удивительные термины, как «удобство», «комфорт», распространяющиеся на все сферы жизни, все чаще рождающие новые и новые предметы обихода, которые даже лучшие фантасты своего времени не были в состоянии представить пару десятков лет назад.

Одним из таких изобретений стала магнитная лента(1963 год), позже трансформировавшаяся в аудио-кассету (начало 70ых).  Значительно хуже по качеству звука, она, темнее менее, занимала в разы меньше места и позволяла не только самостоятельно записывать музыку, но и монтировать полученное содержимое, вырезая и склеивая фрагменты пленки в нужном порядке – это был первый шаг к современным компьютерным программам обработки и воспроизведения звука.  Пик популярности этих носителей приходится на середину 80ых годов, символ – огромный «бум-бокс», разносящий густые аудио-волны по улице, во всех направлениях. Да, теперь вы можете не только слушать свою любимую музыку в записи, но и делать это в любом месте! Появляются первые кассетные плееры – и не нужно больше тащить тяжелый магнитофон, распугивая старушек. Просто купи Walkman!

80-ые годы готовят новую революцию в человеческом мире – появляются компьютеры,  а вместе с ними и целая альтернативная реальность с ультрасовременными возможностями. И вот на нас уже недоверчиво смотрит абсолютно новый формат  аудио записи – Compact Disc Digital Audio. Внешне напоминающий привычную виниловую пластинку, компакт-диск на самом-то деле от нее также отличен, как поезд на воздушной подушке от лошади Пржевальского. Информация на блестящей поверхности CD записывается в виде кода, который наносится разными по длине маленькими ямками(pit,) выдавленными лазером на спиралевидной дорожке диска. При чтении диска этот код получает процессор (или микро-процессор в вашем cd-плеере), сравнивая  отражения и промежутки между ними, полученные при помощи направленного лазерного луча. Потом обрабатывает данные и самостоятельно создает звук и передает его в динамики. Не в даваясь в технические подробности, можно выделить главное отличие – звук НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ, а СОЗДАЕТСЯ на основании цифровой модели. Разница – заметна только профессионалу, и то, на хорошем звуке. Потребительские же преимущества огромны, среди которых отличное качество звука, простота производства и маленький размер носителя.

так выглядит AUDIO-CD при многократном приближении:

Казалось бы, предел мечтаний уже достигнут! Но нет – это иллюзия! «Больше!», «Удобнее!», «Быстрее!». Виртуальная реальность – это не шутки, это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО новый рукотворный космос, на просторах которого появляются все новые и новые форматы (коды) позволяющие создавать искусственные звуки, которые человеческие органы чувств не способны отличить от оригинала.  Среди прочих и малогабаритные MP3 (имеется в виду виртуальное пространство) и супер-качественные FLAC, и многие другие.

С появлением интернета необходимость в физических носителях совершенно исчезла – сегодня практически вся, когда-либо существовавшая, музыка доступна к скачиванию или прослушиванию. ФМ-диапозон наводнен различнейшими и однотипными радиостанциями, и ТВ-ящик тоже имеет несколько музыкальных каналов. Но уже и их дни сочтены: технологии беспроводного быстрого интернета развиваются так быстро, что очень скоро ни телик, ни радио нам не будут нужны, а вместе с большинством бумажных газет и журналов разлетятся по рубрикам музейных архивов.

Но что же произошло со взаимоотношениями человека и музыки после одного века галопирующих технологических  эволюций?  Легкая доступность и низкая стоимость могли стать  основой для утопической новой эры, где люди имели бы бесконечные возможности в культурном развитии. Однако на самом деле случилось обратное:  неподготовленный к такому огромному стремительному аудио-потоку, человек стал  относиться к музыке, как к чему-то повседневному, обыденному, и, не видя уже в ней волшебства, перестал СЛУШАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, погружаться в нее, стараясь понять и осознать.  Сегодня музыка, как прислуга, помогает ему в бытовых делах, существует лишь для того, что бы было приятно ехать в машине, что бы создать определенную атмосферу или просто, чтобы отвлечься. Более того, огромное количество чартов и рекламы позволяет человеку нормальному, не особенно углубляясь в дебри музыкальной истории, выбирать самое свежее, модное, популярное,  и, бесспорно, «лучшее».  Появился такой термин как «Бестселлер»(в переводе с английского значит «самые высокие продажи») – купи, не ошибешься!

Сложно сказать, причина это или следствие, тем не менее, современная музыка -  это в первую очередь бизнес. Современный музыкант, который серьезно намерен заниматься своим делом – в первую очередь продавец, шоумен и медиа-герой.  Он не думает о Боге, о Космосе, о Любви, о  Гармонии, о Музыке, когда лабает очередной свой хит. Нет! В первую очередь, он думает  о Доходе:  выстрелить в хит-параде, чтобы продать миллион копий, чтобы поехать на гастроли с феерическим турне, чтобы капнула денежка на счет в банке.  Такая система ценностей – норма для большинства музыкантов, будь то попса, рок или электронная музыка.

Количество искренних музыкантов современности, вкладывающих себя в музыку ради музыки, выпуская новый релиз – очень не велико,  особенно в сравнении с громадой популярных  бизнесменов и манекенщиц, но и такие люди действительно есть.  Как бы там ни было, но «актуальность», «новизна»(если говорить о дате выпуска, а не о новорожденном стиле) и «популярность» -понятия статистические и к музыке отношения не имеющие абсолютно. Ведь настоящая музыка – не имеет возраста, не стареет и не портится, и не важно совсем, сколько школьников или домохозяек слушало ее вчера, или сколько дисков продано на прошлой неделе. А за прошедшие 100 лет было выпущено так много прекрасной музыки, что вряд ли хватит целой жизни, чтобы всю ее прослушать: многообразие стилей, ритмов, настроений и культурных подтекстов. Зачем ограничивать себя  сводками хит-парадов, народным мнением большинства или рекомедациями рекламных щитов? Зачем себя вообще чем-то ограничивать? Ведь при современных технологиях искать, разбираться и слушать музыку – труда не составляет. Вопрос лишь в том, чтобы захотеть это сделать.

* * *